Методические рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ

Алгоритм действия образовательной организации при поступлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

1. - Принять документы и убедиться в наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

2. - Организовать собеседование с родителями (законными представителями) по выявлению их мнения относительно предполагаемых условий.

3. - Определить дальнейший образовательный маршрут, согласно заключения ПМПК.

Ребенок с ОВЗ в общеобразовательном классе обучается по адаптированной образовательной программе (АОП)

1. - Заявление от родителей (законных представителей) о зачислении или переводе на АОП.

2. - Приказ по образовательной организации о зачислении или переводе обучающегося на АОП.

3. - Составление индивидуального образовательного маршрута (адаптированных рабочих программ, КИМ, критерий оценивания).

4. - Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида (ИПРИ) (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).

5. - Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута.

Ребенок с ОВЗ в общеобразовательном классе обучается по общеобразовательной программе, но нуждается в специальном сопровождении


Это тек кто:
- посещают логопункт;
- нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержке;
- нуждаются в тьюторе.

Ребенок с ОВЗ в общеобразовательном классе обучается по общеобразовательной программе, но нуждается в специальном сопровождении

Специальный (коррекционный; класс для любой категории детей, кроме умственной отсталости
1. - Заявление от родителей (законных представителей) о переводе обучающегося с ОВЗ в специальный класс и на АОП.

2. - Приказ по образовательной организации о переводе обучающегося на АОП и зачислении в специальный класс.

3. - Составление и утверждение учебного плана.

4. - Составление и утверждение АОП, рабочих программ на класс.

5. - Составление расписания для класса и маршрута сопровождения на каждого ребенка с учетом рекомендаций ПМПК, ПМПк.

6. - Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).

7. - Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута.

Специальный (коррекционный) класс для детей с умственной отсталостью
1. - Заявление от родителей (законных представителей) о переводе ребенка на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) и в специальный класс.

2. - Приказ по образовательной организации о переводе обучающегося на АООП и зачислении в специальный класс.

3. - Составление и утверждение учебного плана.

4. - Составление и утверждение АООП.

5. - Составление расписания для класса и маршрута сопровождения на каждого ребенка с учетом рекомендаций ПМПК, ПМПк.

6. - Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).

7. - Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута.


Ребенок с ОВЗ обучается в специальной (коррекционной) образовательной организации

1. - Заявление от родителей (законных представителей) о переводе на обучение ребенка по АООП и зачислении в специальную (коррекционную) образовательную организацию

2. - Приказ по образовательной организации о переводе обучающегося на АООП и зачислении на обучение

3. - Составление и утверждение учебного плана

4. - Составление и утверждение АООП

5. - Составление расписания для класса и маршрута сопровождения на каждого ребенка с учетом рекомендации ПМПК, ПМПк.

6. - Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРР1 (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).

7. - Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута.


Ребенок с ОВЗ на надомном обучении

1. - Заявление от родителей (законных представителей) о переводе на АОП (АООП) и надомное обучение с предоставлением справки МСЭ.

2. - Приказ по образовательной организации о переводе на АОП (АООП) и надомное обучение.

3. - Составление и утверждение учебного плана.

4. - Составление и утверждение АОП.

5. - Составление расписания и маршрута сопровождения с учетом рекомендаций ПМПК, ПМПк.

6. - Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).

7. - Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута (при АОП).


Ребенок с ОВЗ, нуждающийся в специальной индивидуальной программе развития (СИПР)

1. - Заявление от родителей (законных представителей о переводе на СИПР.

2. - Приказ по образовательной организации о переводе на СИПР.

3. - Установление диагностического периода для первичного обследования обучающегося и разработки СИПР.

4. - Организация материально-технических условий.

5. - Выбор форм и методов обучения.

6. - Организация присмотра и ухода.

7. - Сотрудничество с родителями (законными представителями).


Методические рекомендации